Cодержание

 

Вход для друзей

Добро пожаловать на сайт!
Пожалуйста, авторизуйтесь:





  [?]



Забыли свой пароль?
Зарегистрироваться

Случайная фотография

Пресса - Бывают крылья у художников




      И, если верить Геннадию Шпаликову, у портных и железнодорожников также. Вполне логично предположить наличие крыльев и у композиторов. Особенно, если обьект нашего внимания известный украинский маэстро, автор первых национальных рок-опер, лауреат театральной премии "Киевская пектораль", заслуженный деятель искусств Украины Сергей БЕДУСЕНКО. Кроме того, известен как художник-график, поэт, пианист, музыковед и аранжировщик. И как он все успевает? В поисках новых сфер для самовыражения все сложнее выразиться в чем-то одном, а уж тем более велик риск "распорошить" талант. Бедусенко считает иначе: талантливый человек талантлив во всем. Ну ,если не во всем, то во многом. Главное - знать силу крыльев.

 "Я родом из Черновиц, оттуда вышла вся современная эстрадная культура, из молодых - Бужинская, Лорак, из корифеев - Яремчук, Табачник, Ротару. С Софией я учился в музучилище, она была на три курса старше меня,и мы симпатизировали друг другу, с нее я писал портреты,закрывшись в классе. С Табачником  сталкивались на знаменитой черновицкой бирже. Тогда было два известных аккордеониста в Черновцах: Яша Табачник и Нюма  "Стинозавр", как мы его называли. Сандулеса, Бобул тоже тогда начинали, но их объединяло только то, что оба были молдаване. Сначала выступали отдельно, а потом незаметно так поженились…"    

" В три года,  я написал свой первый вальс. Родители-музыканты считали,что я дожен пойти по их стопам, заставляли систематически играть. А человек, которого заставляют, может и воспротивиться. После пяти лет учебы я забросил музыкальную школу и приготовился поступать в художественное училище, так как рисовал тоже с  раннего возраста. Тогда же время начал увлекаться литературой. Так и сформировались три моих ипостаси. Вначале я считал, что писать музыку нужно исключительно по вдохновению. Подростком  пробирался  ночью в музыкальную школу и писал музыку.Таким образом,для меня творчество, вдохновение и мистика были связаны воедино."

Впереди у Сергея Бедусенко была учеба в Черновицком  музучилище, после - композиторский факультет Киевской консерватории, класс профессора Л. М. Колодуба. " Оканчивая консерваторию, я стал работать в ТЮЗе заведующим музыкальной частью. Работал с известным режиссером Николаем Мерзликиным,совместно с которым в 1979 году был написан первый рок-мюзикл на Украине " Любов ,джаз  i  чорт ". Это был культовый спектакль, который шел на сцене 17 лет! Во время записи его  произошел трагикомический случай, о котором в театре рассказывали долго. Возле пианино, на котором я играл, стоял микрофон, тяжелый и дорогостоящий. И - то ли монтировщики плохо прикрутили платформу, то ли просто день неудачный выдался - микрофон начал падать. Какой, спрашивается , инстинкт у музыканта ?  Первым делом,спасти инструмент. Я подставил ногу, чтобы микрофон не упал на землю… В результате - перелом и два месяца гипса, в течении которых на работу меня возил автобус."Что ж, не всегда музыкант страдает за музыку, иногда и музыка заставляет страдать музыканта.Наверное, в то же время окончательно выкристаллизировалась идея о "синтезе всех искусств",взаимодополнении, казалось бы ,совершенно разных жанров. А работа, подчиняясь цикличности самой жизни, была разделена на периоды.

"Иногда я работаю как композитор -  запоем . Неделю, месяц… В этот период  думаю только о музыке. Период оканчивается и во мне переключается что-то, какой-то рычаг, и я начинаю рисовать. Читаю уже только об изобразительном искусстве, смотрю альбомы, общаюсь с художниками. Словом, перевоплощаюсь, как актер, каждый раз в новую роль. Также и поэзия. Когда куда-то иду, я не иду просто так, а "вышагиваю " свои стихи, как говорил Маяковский."

Иногда у маэстро возникает желание объединить все эти вещи, созданные в разные периоды. Так была написана арт-рок-мистерия "Адам и Ева", по словам композитора - одно из главных произведений его жизни.

" Мне очень близок жанр мистерии, зародившийся еще в древней Греции в виде эллинских празднеств. Это было колоссальное действо, таинство рождения и умирания природы, присутствовал весь пантеон богов, ну а поскольку у меня в родословной есть и немцы, и греки, помимо русских и украинцев, то мне это чрезвычайно близко.

Мистерия замечательна тем, что включает в себя много разных искусств. Это и музыка, и хореография, и  драматургический ряд, и сценография. Когда все эти компоненты соединяются в произведении уже внутренне расчитанном на них, вполне можно ожидать чего-то колоссального и замечательного - в результате.

Мистерия, упрекаемая официальной церковью в кощунственности, как жанр была  запрещена где-то в середине средневековья. На самом деле ничего кощунственного в этом нет. Это все прославление Бога, природы, сил созидательных." Одно из любимых выражений Бедусенко: "Художник - это дерево, которое корнями произрастает из одной почвы, а ветвями охватывает весь мир." А наиболее важное, по его мнению, начало в творчестве - гуманистическое.

" Если вспомнить, что дьявол, или первоангел в раю заведовал искусством, впоследствии возгордившись, был низринут Богом на землю, то считается, что на земле он продолжает заведовать искусством и оказывает на людей огромное влияние. А искусство, особенно музыка, тем замечательна, что  она оказывает на психофизику человека наиболее сильное воздействие."

Сергей негативно относится к некоторым разновидностям тяжелой музыки, особенно к панк-року, считая, что она оказывает разрушительное  влияние на человека, противопоставляет ей, например, "Pink Floyd" - образец музыки активной и действенной.

" Сейчас я понял: также как апетит приходит во время еды, так и творчество…И это не значит, что оно прозаично, просто верны высказывания, что на один процент гения приходится 99 процентов трудоспособности. Человек должен быть ,в хорошем смысле этого слова, ремесленником. В конце концов, Бог - это тоже гениальный ремесленник, он хорошо знал, что такое труд, иначе за семь дней не был бы создан мир. Творчество - это не средство для зарабатывания денег, и даже не профессия - это предназначение, это миссия. Каждый человек искусства, честный художник - это Христос в миниатюре, и в этом нет никакого ложного пафоса, потому что человек, который отображает действительность, может быть вымышленно идеализированную , принимает на себя  боль мира…"

Его обязательно что-то волнует…Ведь одна из самых важных составных творчества - впечатлительность. " Если человек сдержан, это не значит, что он не впечатлителен. Замкнутый и нелюдимый с виду Грин или Шостакович были до болезненности впечатлительными людьми. К этому еще можно добавить чувство Прекрасного, которое дается далеко не всем."

Дейсвительно, проходя по улице, мы часто не обращаем внимания на один и тот же пейзаж, а ведь он никогда не бывает одинаковым.Каждый день другой угол освещения, другое состояние человека, который его видит, другое состояние природы.

" В работе  всегда руководствуюсь  первым  впечатлением ,по своему методу я - импрессионист.Суть его в том, что художник должен поймать неуловимый миг природы, успеть его запечатлеть, в чем, собственно, заключается его мастерство, потому что через мгновение природа будет совершенно иной. У вокалистов есть правило: первые два дубля записи - самые лучшие. Потом начинается  "вымучивание". Помню случай на записи Кикабидзе.Он отработал первый дубль, второй, а ему говорят: "Надо переписать…", а он: "Люччэ нэ будэт". И ушел. Был похожий случай и у меня во время работы с одним известным  режиссером, который славился своим тоталитаризмом. Когда я ему принес музыку к спектаклю, он сказал: "Это все не то, давай-ка еще поимпровизируем". После многочисленных проб мне это надоело, и я сыграл ему первоначальный вариант. "О, вот это уже совсем другое дело", - сказал он тогда."

С 1983  года Бедусенко сотрудничает с театром Франко, для которого написал музыку к 15 спектаклям, 10 из них - с Сергеем Данченко. Первой известной их работой была рок-опера "Энеида", которой суждено было стать и первой  национальной рок-оперой. " Во время работы над "Энеидой" Данченко проявлял интуицию еще более развитую, чем иногда проявляют даже музыканты. Очень немногословный, он всегда точно знает : что  нужно и как нужно. Работать с ним  очень интересно." Символично и то, что первая рок-опера в Украине написана на стихи первого классика украинской литературы И.П.Котляревского.

"Впоследствии, в магнитной версии "Энеиды", которая вышла на фирме "Мелодия" в 1992 году, я поставил себе за цель привлечь к записи лучшие силы украинского шоу-бизнеса. Анатолий Матвийчук, Таисия Повалий, Анатолий Хостикоев, Богдан Бенюк, Лилия Сандулеса, Наталия Сумская прекрасно справились каждый со своей ролью. Тая Повалий производила потрясающее впечатление , записывая с первых дублей сложные партии, фактически без нот.

В этом спектакле я пользовался интонациями украинского мелоса, богатого своей песенностью, мелодичностью. Старался почувствовать ритм, заложенный в  том или ином жанре украинской музыки, чтобы потом соединить его с современностью. Кстати, во время написания "Энеиды",  у нас еще и в помине не было такого жанра, как рэп, образцы которого есть у меня в спектакле. Я пришел к выводу, что такие украинские танцы, как гопак, козак прекрасно сочетаются с ритмом "ньювейв", "фьюжен", а дума прекрасно сочетается с блюзом, в ладовом отношении они очень похожи. С  Толей Матвийчуком мы старые друзья. Познакомились в театре эстрады, когда шла работа над второй моей рок-оперой "Суд" по поэме Бориса Олийныка Семь". Главную партию там пел известный певец, к сожалению ,уже ушедший- Олег Кулик. Мне всегда была близка джаз-роковая манера исполнения, а он очень увлекался этим .  А  Матвийчук ,зашев на репетицию, принял меня за спортсмена, я тогда занимался тяжелой атлетикой, а я также обратил внимание на такого одухотворенного человека. Тогда он только начинал писать песни, исполняя их как бард. Позже на его тексты я  написал немало песен."

Сергей Бедусенко последовательно разрабатывает принципы сосуществования национального и мирового фольклора. Успешно экспериментирует в  сфере последних достижений электронной музыки. Имя композитора  известно не только на Украине, но и за ее пределами. Его произведения  исполняются в России, Польше, Германии, Англии, Италии, Нидерландах.

Вот так , собственно, и прорастают эти крылья… "…А прорастают они так,из ничего, из ниоткуда. Нет объяснения у чуда, и я на это не мастак."

 

Андрей БИЛЕЦКИЙ.   5 Континентов № 12 2000